2004-05

50%

40%

60%

25%

30%

2005-06

60%

60%

40%

25%

40%

 

Чем объясняют ученики свою тревожность:

- сменой учителя-предметника, увеличением нагрузки при переходе в следующий класс:

- появлением новых предметов, появлением в классе новых учеников, страхом перед выпускными экзаменами и т.д.

  Уровень усталости.

 

Учебный год

Ощущают себя усталыми

Чувствуют себя нормальными

Чувствуют хорошо

2004-05

43%

28,5%

28,5%

2005-06

50%

17%

33%

 

  Анкетирование показало, что присутствует много факторов, влияющих на их эмоциональное состояние на уроках, на их отношение к обучению, но в целом школьной жизнью ученики удовлетворены. Однако, социально-психологической службе предстоит решить следующие проблемы:

- формирование положительной мотивации к обучению в школе;

- создать программу адаптации к обучению в 1 классе.

 

  Совершенствование воспитательной системы.

  Воспитание как целенаправленное воздействие на человека играет в жизни определяющую роль, потому что именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственно-культурные ценности, которыми руководствуются общество в своей жизнедеятельности.

  Проблемы воспитания всегда актуальны, но особую роль они приобрели в период социальных и экономических изменений. Отсутствие четких нравственных ценностей и ориентиров, духовный кризис, неясность перспектив использования своих знаний – создали существенные проблемы в воспитательной деятельности педагогов.

  Необходимо создавать новую воспитательную систему, дающую возможность развитию потенциальных способностей личности каждого ребенка, а именно: воспитывать личность, стремящуюся к духовному самосовершенствованию, независимости обладающую чувством собственного достоинства, умеющую творчески мыслить, нести полную ответственность за свои поступки.

  В 1997 году в школе было создано ДДО под названием «Дом». Имеется свой Гимн, герб, девиз, правила жизни. Воспитательная работа решает следующие задачи:

- приобщение детей к традициям национальной культуры;

- активное вовлечение каждого в трудовую и творческую деятельность;

- обучение экологической грамотности, бережному отношению к окружающей среде;

- пропаганда здорового образа жизни;

- развитие творческих способностей, поддержка одаренных детей;

- осуществление контактов и укрепление связей с другими ДДО.

  Программа состоит из блоков:

- патриотическое воспитание (разделы: «Культура мира», «Защитники Отечества», «Школьный музей», «Забота», «Юные таланты», «Трудовая вахта»;

- экологическое направление (организация исследовательской деятельности, «Помощники и друзья пернатых», сбор экспонатов для музея, «Мастера»);

- туристическо-краеведческое направление («Юные краеведы», «Моя родословная»);

- спортивно-оздоровительная деятельность (Дни здоровья, Клуб интересных встреч, Суворовские сборы, Ушаковские сборы, спортивные соревнования);

- в мире прекрасного (литературные вечера, библиотечные уроки, творческие конкурсы различной тематики, выставки творчества);

- информационная деятельность (участие в работе СМИ, выпуск школьных стенгазет, проба пера).

  Разработана программа «Каникулы», на основе которой строится организация здорового отдыха обучающихся.

  В школе ежегодно работают не менее 9 кружков различных направлений – от предметных до творческих. Каждый обучающийся посещает от 1 до 3 кружков.

  Ежегодно проводятся школьные предметные олимпиады. За последние два года появились призовые места.

  Улучшилась спортивная подготовка обучающихся: на ежегодных российских «Суворовских сборах», проводимых в с. Фетинино уже в течение 5 лет учащиеся демонстрируют хорошую физическую подготовку, а на 3-х Ушаковских сборах в

 г. Нижний Новгород в октябре 2006 года команда нашей школы заняла 2 место из 16 команд России, установив в некоторых видах состязаний (стрельба из малокалиберной винтовки, метание саперской лопаты) рекорд.

  Однако в настоящее время не в полной мере обеспечивается единство учебного и воспитательного процесса. Имеются факты неуважительного отношения к сверстникам, нежелание считаться с интересами других, завышенная самооценка, что иногда приводит конфликтам среди учащихся.

  Необходимо отметить и отрицательное влияние СМИ, компьютерных программ, отрицательно воздействующих на психику и сознание детей.

  Отсутствие достаточного материального обеспечения семей, духовное обнищание отдельных родителей не позволяет половине обучающихся в школе приобщиться в полной мере к духовным ценностям.

  Возникает проблема активного и разностороннего приобщения детей к истинной культуре, развития художественно-эстетического вкуса.

  Анализ деятельности школьного самоуправления показал, что ученики достаточно активно участвуют в его работе, смело высказывают свое мнение, требуют принятого коллегиально решения. Однако, ученикам не хватает знаний, умений и навыков организаторской деятельности.

  В целях повышения роли ученического самоуправления как средства формирования активной гражданской позиции необходимо разработать программу обучения школьного актива.

  Анализ деятельности классных руководителей показал, что все классные руководители ставят перед собой актуальные и реальные задачи. Нет строгой воспитательной системы класса, поэтому необходимо разработать раздел программы развития

«Совершенствование воспитательной системы» по направлениям:

- формирование духовно-богатой, нравственной личности;

- воспитание патриота и гражданина;

- формирование опыта ученического самоуправления;

- повышение мастерства классных руководителей.

Повышение роли семьи в воспитательно-образовательном процессе.

Согласно Уставу (раздел № 4) «Участниками образовательного процесса в ОУ являются обучающиеся, родители обучающихся, педагогические работники ОУ». Это означает, что родители несут ответственность за качество образования своих детей. Часть родителей

активно участвует в жизни школы. Пытается разобраться в программах обучения, адекватно реагирует на просьбы педагогов.

  В школе сложилась определенная система работы с родителями, основанная на сотрудничестве. Разработана тематика родительских собраний, предусмотрены совместные общешкольные и классные собрания, экскурсии, походы. Избран родительский комитет, имеется план его действий.

  Организована работа психологической службы (социальный педагог, психолог) с целью психологического просвещения родителей.

  Социологические исследования семей (см. социальный паспорт школы) отразили важные негативные моменты, влияющие отрицательно на процесс обучения  и воспитания. Коллектив пришел к выводу, что массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен, поэтому необходимо избрать приоритетными видами дифференциацию, личностно-ориентированный подход к каждому родителю, к каждой семье.

  Необходимо включить в программу развития школы блок «Сотрудничество школы и семьи», исходя из следующих направлений:

- изучение семей (психолог, соц.педагог, классные руководители);

- просвещение, информирование, консультирование родителей;

- обучение;

- совместная деятельность родителей и педагогов.

  Процент охвата родителей данными видами деятельности очень индивидуален и определяется взаимными потребностями школы и родителей.

  Развитие внешних связей.

  «Основными целями школы являются формирование общей культуры личности обучающегося а основе усвоения обязательного минимума содержания основы для осознанного выбора и последующего усвоения профессиональных программ, их адаптации к жизни в обществе, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, формирование здорового образа жизни» (Устав школы, раздел 1, стр. 3).

  Достижение этой цели предполагает взаимодействие с другими образовательными учреждениями и организациями по следующим направлениям:

  1. Формирование единого образовательного пространства через использование в воспитательно-образовательном пространстве школы практически всего социума села, а именно: Дом культуры, библиотека, ФАП, детский сад, совет ветеранов, являющихся своего рода катализатором процесса интеграции детей и взрослых при решении масштабно социально-значимых задач, требующих слаженной  совместной работы.

      Большую роль в расширении этого пространства имеют и учреждения района: 

      детская музыкальная школа, изостудия, элективные курсы, преподающиеся в              

      близлежащих ОУ, спорткомплекс в селе Рождествено, музей имени Жуковского,

      Дом творчества п. Ставрово и др.

  1. Привлечение бюджетных и внебюджетных средств для развития материально-

      технической базы школы.

  Совершенствование системы управления школы.

  Совершенствование системы управления школы продиктовано временем. Внедрение нового содержания образования и новых его технологий требует усиления методической работы с учителями, приход в школу молодых специалистов, ведет за собой организацию наставничества, открытия школы молодого педагога, введение в штат школы социального педагога, педагога дополнительного образования, создание нормативной базы, регулирующей деятельность данных структур.

  Для полной реализации возможностей педагогов и обучающихся управляющая структура должна обеспечить:

- целеполагание, прогнозирование предполагаемых результатов;

- формирование у учителей мотивации к инновационной деятельности;

- оптимальную расстановку кадров;

- качественный внутришкольный контроль, позволяющий своевременно корректировать и стимулировать образовательно-воспитательный процесс.

 

  Раздел 3.

  Основные мероприятия по реализации программы.

  Достижение современного качества образования. 

  Муниципальное образовательное учреждение «Фетининская основная общеобразовательная школа» осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:

- первая ступень – начальное образование (нормативный срок обучения – 4 года);

- вторая ступень – основное общее образование (нормативный срок обучения – 5 лет).

Назначение каждой ступени образования определяется пунктами 33,34, Типового положения об ОУ.

  Образовательная программа предусматривает выполнение государственной функции школы  - обеспечение базового общего образования, развитие каждого ребенка в процессе обучения.

  Предусмотрены следующие направления:

  1. Организация обучения по программам (дошкольное – начальное образование).

Для достижения этой цели:

- начать работу по программе автора Федосовой «Дошкольное образование» (Гарцуева Г.Б. – учитель начальных классов, с мая 2007 года).

2. Новшества в технологиях обучения, воспитания, развития:

Ознакомление педагогов и введение в учебный процесс современных образовательных технологий:

-гуманно-личностной;

-обучение на коммуникативно-познавательной и проблемно-поисковой основах;

- технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (уровневая дифференциация на основе обязательных результатов; индивидуализации обучения) в течение 2007-11 г.г. (Ионова Н.П. – зам. директора по УВР).

3. Новшества в условиях организации образовательного процесса.

- кадровые: регулярное повышение квалификации педагогов на курсах в областном ИУУ, на семинарах в районном методическом кабинете, на различных авторских курсах и методобъединениях, путем самообразования (в течение 2007-11 г.г. Ионова Н.П. – зам. директора по УВР).

- научно-методические: создание базы данных о передовом педагогическом опыте школы в течение 2007-11 г.г. (Ионова Н.П. – зам. директора по УВР).

- финансовые: установление связи со спонсорами (дир. школы Кузьменкова В.А.)

- материальные: оснащение кабинетов русского языка, математики, физики, современными учебно-дидактическими пособиями для индивидуальной работы как с одаренными детьми, так и с детьми, испытывающими затруднения в освоении программы (дир. школы Кузьменкова В.А.)

4. Отредактировать программу дополнительного образования с учетом пожеланий учащихся и их родителей (Струнина О.Ю., Ионова Н.П. – зам. директора по УВР, до 01.09.2007 года).

  Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса.

  1. Обеспечение сохранения и укрепления здоровья учащихся:

- мониторинг банка данных о состоянии здоровья учащихся 1-9 классов (весь период – мед. служба, психолог, социальный педагог);

- создание банка данных о состоянии здоровья учащихся (2007-09 года – социальный педагог;

- организация и проведение контроля выполнения санитарных правил (весь период – администрация школы);

- создание программы «Здоровье» (до 01.08.2007 года – Пахтанова А.В. – учитель физической культуры, Борисова В.Г. – учитель ОБЖ, Галанина В.К. – психолог);

- внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (утренняя зарядка, физкультминутки, подвижные перемены), часов и дней здоровья

(2006-07 года, учителя начальных классов, учитель физкультуры, классные руководители);

- регулярное проведение спортивных мероприятий на всех ступенях обучения (весь период, учитель физкультуры, классные руководители);

- регулярное проведение медосмотров (весь период, администрация школы);

- проведение конкурсов: «Самый спортивный класс», «Самый неболеющий класс» (ежегодно, февраль);

- диагностика интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы учащихся 8-9 классов (психолог Галанина В.К., весь период);

- проведение тренингов общения с учащимися 7-9 классов (2006-09 годы, психолог Галанина В.К.);

- разработка рекомендаций «Адаптация учащихся 1 класса к школе» (до 01.08.2007 года, психолог Галанина В.К.);

2. Обеспечение здоровьесберегающих культурных традиций семьи:

- открытие лектория для родителей по теме «Возрастные особенности учащихся» (с сентября 2007 года, социальный педагог, психолог Галанина В.К.);

- регулярное проведение спортивных мероприятий с участием родителей (весь период (заместитель директора по воспитательной работе, организатор, учитель физической культуры);

- открытие семейного клуба «Здоровье» (сентябрь 2007 года, организатор, учитель физической культуры);

- оборудование комнаты психологической нагрузки (до 01.01.2009 года, директор, психолог).

3) Обеспечение здоровьесберегающей деятельности педагогов:

- проведение ежегодных профилактических медосмотров (ежегодно, администрация);

- проведение углубленных медосмотров (1 раз в 3 года, с 2007 года, администрация);

- открытие спортивной секции волейбола, ОФП для педагогов (2008-09, учитель физкультуры).

 

  Совершенствование воспитательной системы.

  1. Формирование духовно-богатой, нравственной личности.

1)      Разработать нормативно-правовую документацию:

- Положение о проведении акций «Юные таланты», «Милосердие» (август 2007 год, организатор, учитель ИЗО, учитель музыки);

- Положение о конкурсе рисунков по временам года (к 01.12.2007 года, учитель ИЗО, руководители кружков);

- Положение о выставке конкурсов  рисунков о природе (01.09.2007, Струнина О.Ю.);

2) Создать программу диагностики учащихся с целью сбора информации о ценностных ориентирах и нравственных устоях (до 01.06.2008 года, психолог).

3) Разработать методические рекомендации классным руководителям по формированию духовно-нравственной культуры (к 01.09.2008 года, Струнина О.Ю.)

4) Продолжить работу по календарно- обрядовой тематике: колядки, Масленица Сороки, и т.д. (ежегодно заместитель директора по воспитательной работе Струнина О.Ю.):

- провести творческие отчеты кружка «Сувенир» (октябрь 2007 года, Игнатьева Е.П.);

- создать школьный фонд авторского творческого «Проба пера» (ежегодно, Ионова Н.П.)

2. Воспитание гражданина, патриота.

1) Провести МО классных руководителей по теме «Воспитание гражданина. Опыт и проблемы» (октябрь 2007 года, заместитель директора по воспитательной работе.

2) Сформировать пакет методических материалов по проблеме гражданско-правового воспитания (к 01.09.2008 года, заместитель директора по воспитательной работе).

3) Продолжить работу по сбору материалов об истории школы (весь период, учитель истории).

4) Продолжить работу по сбору экспонатов для музея, по оформлению новых экспозиций школьного музея  (весь период, Струнина О.Ю.)

5) Разработать пакет методических рекомендаций по использованию музея в работе классного руководителя (к 01.02.2008 года).

6) Формировать гражданско-патриотическую позицию учеников через систему традиционных дел:

- праздники «День знаний», «День защитника отечества», вахта памяти, день рождения школы и т.д.;

- конкурс стихов и песен о Родине, конкурс творческих работ «Школа будущего»;

- туристко-краеведческую работу (экскурсии в музей имени Жуковского, на родину писателя Солоухина В.А.);

- через организацию выпуска школьных стенгазет, боевых листков, посвященных важным событиям в жизни страны;

- встречи с ветеранами локальных войн, со служащими Российской армии и флота.

7) Создать методическую копилку из опыта работы «Лучшие разработки по теме «Я гражданин своей страны».

8) Принять участие в районном конкурсе методических материалов по теме «Международное гуманитарное право» (февраль 2007 год, организатор Струнина О.Ю)

3. Развитие ученического самоуправления:

1) Разработать программу обучения школьного актива через традиционные дела: 

- день самоуправления;

- один день из жизни нашего «Дома»;

- конкурсы «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!».

4. Повышение профессионального мастерства классных руководителей.

1) Разработать нормативно-правовую документацию:

- Кодекс классного руководителя (к 01.9.2007 года – зам. директора по воспитательной работе);

- Положение о конкурсе проектов воспитательной деятельности классного руководителя (к 01.08.2007 года, Струнина О.Ю.)

2) Разработать рекомендации об организации совместной деятельности классных руководителей, психолога, библиотекаря, социального педагога (до 30.12.2008 года).

3) Сформировать пакет материалов по изучению уровня воспитанности учащихся ( к началу 2007-08 учебного года, Струнина О.Ю., Никитина А.В.)

4) Провести диагностику развития сотрудничества классного руководителя с классом по вопросам: степень вовлеченности классного руководителя в жизнь класса, уровень взаимного доверия, участие родителей в жизни класса (постоянно с 2007 года, психолог).

  Повышение роли семьи в воспитательно-образовательном процессе.

  1. Изучение семьи:

- постоянно обновлять базу данных о семьях учащихся, отражая информацию о социальном составе семьи, уровне образования родителей, социальном и экономическом статусе семьи (весь период, социальный педагог).

2. Информирование родителей:

- предоставлять информацию о текущих достижениях учащихся школы в целом и достижениях за год (весь период, заместитель директора по УВР, классные руководители);

- информацию о жизнедеятельности школы (весь период, педагог-организатор, педагог дополнительного образования);

- сменные стенды о родителях, их профессиональных успехах (педагог-организатор, весь период);

3. Просвещение родителей:

- разработать тематику родительских собраний для родителей 1-4 классов (к началу 2007 года, Богачева В.Н., психолог);

- разработать программу «Преемственность в школе» для 1-ой и 2-ой ступеней (к 01.08.2009 года, заместитель директора по УВР, психолог).

4. Обучение родителей:

- разработать рекомендации для родителей по оказании ими помощи детям в ходе подготовки устных домашних заданий (к 01.08.2008 года, Струнина О.Ю., Никитина А.В., Цыбин Е.П., Галанина В.К.);

- открыть консультационный центр для родителей (2007 год, психолог).

5. Совместная деятельность педагогов, родителей, детей:

- проводить не менее 1-го совместного классного мероприятия в четверть с участием родителей (огоньки, клуб интересных встреч, экскурсии, спортивные мероприятия и т.д., весь период – классные руководители, педагог-организатор, педагог дополнительного образования);

- проводить день открытых дверей для родителей (весь период, администрация).

  Развитие внешних связей.

  Формирование единого образовательного пространства:

- составление общего плана работы с учреждениями культуры: сельской библиотекой, СДК, детским садом (весь период, организатор, педагог дополнительного образования);

- организовать сотрудничество с логопедическим классом п. Ставрово (с 01.01.2007 года, администрация);

- разработать мероприятия по организации совместной деятельности с ФОБ села Рождествено (с сентября 2007 года, администрация, учитель физической культуры);

- организовать работу дошкольной подготовки (с 01.05.2007 года).

2. Привлечение внебюджетных средств.

Совершенствование системы управления школой.

  1. Нормативно-правое обеспечение системы управления школой:

- разработать коллективный договор (ежегодно, директор, ПК);

- кодекс классного руководителя (до 01.01.2007 года), Струнина О.Ю.);

- Положения:

1) О конкурсе проектов воспитательной работы классного руководителя;

2) Положение о классном родительском собрании (до 01.01.2008 года, Струнина О.Ю.);

- должностные инструкции:

1) педагога дополнительного образования (до 0109.2007 года, Струнина О.Ю.);

2) лаборанта (до 01.01.2007 года, заместитель директора по УВР);

2. Создание оптимальной организационной структуры:

- создание административного совета (директор, в течение 2006-2007 учебного года).

3. Создание технической инфраструктуры:

- базы данных об обучающихся;

- базы данных о выпускниках;

- базы данных о работающих педагогов;

- базы данных о педагогах- ветеранах.

 

 

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz