Документы 

Программа развития

муниципального

образовательного учреждения

«Фетининская основная

общеобразовательная школа»

на 2006-2011 годы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Фетининская ООШ"

Собинского района Владимирской области

 

Утверждаю:                                                                                      Принято

Директор школы                                                                              Советом школы

Кузьменкова В.А.                                                                            протокол № 1

Приказ № 20 от 27.10.2006 года                                                     от 20.10.2006 года.

 

 

 

 

 

 

 

Программа развития

муниципального

образовательного учреждения

«Фетининская основная

общеобразовательная школа»

на 2006-2011 годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Концепция развития ОУ «Фетининская основная общеобразовательная школа»

  1. Информационная справка.

Фетининская основная общеобразовательная школа открыта в 1971 году.

Здание школы типовое. В основном здании находятся 8 учебных кабинетов и

учительская. В 1994 году вступила в действие пристройка на 2 классные комнаты, мастерскую и спортивный зал. В школе имеется библиотека, общий фонд которой насчитывает 1479 книг, в том числе 539 учебников. Имеется спортивная площадка, столовая на 20 посадочных мест. Силами учащихся и учителей оформлена экспозиция комнаты-музея «Русская старина». Имеется компьютерный класс. При школе есть учебно-опытный участок площадью 0,7 га, фруктовый сад. Имеется трактор с набором сельскохозяйственной техники, гараж, погреб для хранения выращенной на учебно-опытном участке сельскохозяйственной продукции. Школа почти полностью обеспечивает себя овощами фруктами. За счет этого обеды в школьной столовой дешевы. Горячим питанием охвачены 100% учащихся. В школе имеются ТСО. Расположена в 50 километрах от районного центра.

  Школа оказывает образовательные услуги в течение 35 лет. С 195 года работает по базисному плану, что позволяет решить проблемы образования и воспитания учащихся с учетом их возможностей, интересов, потребностей, учитывая при этом потенциал материальной базы, педагогического коллектива и пожелания родителей учащихся.

В этих условиях учащиеся должны получить обязательные знания наряду с этим попробовать свои силы в разных видах деятельности и областях знаний.

  С 2006-07 учебного года введено раннее изучение иностранного языка (со 2 класса). Школьный компонент представлен факультативами: «Народные промыслы» (5-7 классы). Основная цель: изучение культуры, традиций, красоты родной земли через изучение ремесел, приобщения детей к самодеятельному творчеству, формированию художественного вкуса.

  Факультативный курс «Вокруг тебя – мир» (5-7 классы), позволяющий взглянуть на произведения русской и зарубежной литературы не только с традиционной точки зрения, но и с позиций  и норм Международного гуманитарного права.

  Региональный компонент реализуется в школе за счет ведения следующих курсов:

- экономика (8-9 классы);

- история и география Владимирского края (интегрировано);

- основы безопасности жизнедеятельности (5-9 классы).

- «Наш край».

  В 2006-07 учебном году образовательная область «Филология» расширена преподаванием элективного курса «Комплексный анализ текста» в 9 классе. Курс базируется на концепции профильного обучения, повышает речевую письменную грамотность, расширяет возможности социализации учащихся.

  Образовательная область «Математика» расширена элективными курсами «Исследование квадратичной функции» и «Графики функций, уравнений с модулями и параметрами». Данные курсы направлены на углубленное изучение материал, формирование устойчивого интереса к предмету, ориентацию на профессии, связанные с математикой и родным языком.

   Система воспитательной работы сложилась из следующих видов деятельности школьного коллектива: познавательной, трудовой, художественной, общественной. Системообразующим компонентом воспитательной работы является детское общественное объединение «Дом», которое живет по своим принципам, заповедям, имеет свои символы – эмблему, гимн.

  Деятельность «Дома» строится на коллективных творческих делах.

  Одним из ведущих направлений воспитательной системы является гражданско-патриотическое воспитание, в основу которого положено историческое краеведение, изучение народных традиций и ремесел.

  Большая часть родителей в социальном заказе школы ставит на первый план обеспечение уровня подготовки, необходимого для полноценного развития личности (85%), возможности продолжения образования в профессиональной среде (90%), формирование общеучебных умений (95%), обучение общению (78%).

   Школа является центром жизни всего села. Она взаимодействует с сельской библиотекой, сельским Домом культуры, детским садом «Улыбка», советом ветеранов села Фетинино, на базе нашей школы проводятся ежегодные общероссийские Суворовские сборы. Школа взаимодействует с музеем имени Жуковского, музыкальной школой поселка Ставрово, с физкультурно-оздоровительным бассейном села Рождествено.

  Спортивные кружки посещают 100% учащихся, кружки художественно-эстетического цикла посещают 64 % учащихся, предметные – 48% учащихся.

  К положительным результатам работы школы следует отнести, то что за последние 10 лет учащихся, выбывших из школы до получения ими основного общего образование, нет.

Выпускники школы успешно продолжают обучение в средних школы и средних специальных профессиональных учреждениях не только района и области, но и в таких крупных городах России, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний  Новгород. В дальнейшем 40% выпускников получают высшее образование.

  За последние 10 лет 8 выпускников закончили школу на «отлично», получив аттестат особого образца. Продолжая дальнейшее образование, эти выпускники подтвердили свой уровень образовательной подготовки: среднюю школу с золотой медалью закончил один выпускник, с серебряной – 1, получили с диплом «отличием» - по окончании колледжа 3 выпускника.

  В настоящее время в школе уделяется серьезное внимание образовательной подготовке учащихся, становлению и развитию органов детского самоуправления, воспитанию учащихся на народных традициях.

  В 2005-06 учебном году заняли 2-е место на районной олимпиаде по биологии, в 2006-07 учебном году – 1-е место на районной олимпиаде по биологии и 4-е место на районной олимпиаде по географии среди 25 школ (учитель Цыбин Е.П.)

  На протяжении всех лет функционирования школы ее учащиеся – активные участники районных, областных выставок детского технического творчества.

  В 2005-06 учебном году работы Беловой Н. (8 класс), Тазиевой К. (7 класс),

Романовой А. (8 класс) стали лучшими и были направлены на областную выставку детского творчества.

  в 2006-07 учебном году творческие работы Беловой Н. признаны лучшими на районной выставке народного творчества. Белова Н. была награждена Почетной грамотой Собинского совета народных депутатов и ценным подарком за сохранение и развитие народной культуры.

  С 2004 года на базе школы проходят традиционные российские Суворовские сборы, на которых учащиеся и выпускники показывают стабильно высокие результаты как в интеллектуальных состязаниях, так и военно-спортивных.

  В 2006-07 учебном году команда школьников приняла участие в Ушаковских сборах, проходивших в Нижегородской области, заняв 2-е место в командном зачете, а отдельных видах спорта установили рекорд: стрельба из малокалиберной винтовки и в метании саперской лопаты.

  В 2004-2005 учебном году школа стала победителем литературной викторины районного смотра детских общественных организаций, победителями литературной викторины и конкурса чтецов, посвященных жизни и творчеству писателя – земляка В.А. Солоухина.

  Для осуществления образовательного процесса в школе созданы необходимые условия. Кадровый состав в школе в течение последних  15 лет оставался стабильным, в этом учебном году в школу пришли 3 молодых педагога. Всего – 12, качественный состав по уровню образования:

высшее образование – 10 (83%), среднее специальное – 1 (8,3%), 1 – незаконченное среднее специальное образование (обучается на 4 курсе Владимирского педагогического колледжа). Стремление учителей к повышению профессионального уровня педагогическому поиску создают необходимые условия для развития и движения вперед. Финансовые условия для образовательного процесса в школе удовлетворительные.

  1. Концепция развития школы.

  Концепция развития школы разработана в соответствии со следующими принципами:

- концепция отражает основные направления государственной политики России в области образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании», с государственными стандартами изучения учебных предметов, с нормативными документами районного Комитета по образованию, с Уставом школы;

- концепция охватывает такие аспекты совершенствования школы, как:

  - учебно-воспитательные;

  - научно-методические;

  - организационно-управленческие;

- концепция исходит из того, что учащийся является полноценным субъектом учебно-воспитательного процесса, он не только готовится к будущей жизни, но уже живет в микросоциуме, которым является школа; поэтому задача педагогического коллектива состоит не только в совершенствовании собственно образовательного процесса, но, прежде всего, - в организации полноценной, продуманной в деталях жизнедеятельности учащихся.

  Фетининская основная общеобразовательная школа дает основное общее образование, в основе которого лежит: достижение каждым учащимся обязательного минимума содержания образования, гарантированного Конституцией РФ для каждого гражданина уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения в профессиональной сфере, достижения учащимися уровня образованности, соответствующего ступени обучения.

  Дальнейшее развитие и совершенствование работы школы мы видим на путях функционирования школы как гуманистической системы. В центре внимания работы школы стоит личность ребенка, и работа направлена на создание наиболее благоприятных условий для его развития и самореализации. Мы рассматриваем гуманизацию как очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности ребенка, на развитие и проявление его способностей и индивидуальности.

  Выпускник нашей основной общеобразовательной школы должен:

- освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана;

- приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, овладеть средствами коммуникации;

- овладеть системой общеучебных умений (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного);

- знать свои гражданские права и уметь их реализовывать, уважать свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей;

- владеть умениями и навыками поддержки собственного здоровья;

- быть готовыми к продолжению своего образования в средних профессиональных учебных заведениях.

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт программы развития муниципального образовательного учреждения «Фетининская основная общеобразовательная школа» на 2006-2011 годы.

Настоящая программа определяет стратегию развития школы и действия по ее реализации.

  Законодательная база для разработки программы развития школы:

- Конвенция о правах ребенка;

- Закон РФ «Об образовании»;

- Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»;

- Закон Владимирской области «Об образовании».

 

  Цель программы:

Создание условий воспитательно-образовательной среды для успешного развития личности (духовного, нравственного, физического), адаптируемой в современных условиях.

  Основные задачи программы:

- обеспечение прав каждого ребенка на качественное образование;

- предоставление каждому учащемуся сферы деятельности, необходимой для его развития;

- построение образования и воспитания с учетом региональных, социокультурных тенденций, в духе уважения к своей школе, краю, России, к обществу и самому себе;

- формированию культуры здорового образа жизни как нормы культурного человека;

- содействие повышению роли семьи в воспитании детей (создание тройственного союза: ребенок-родители-школа);

- содействие развитию органов ученического самоуправления, детской общественной организации;

- развитие ресурсного (материально-технического, кадрового, научно-методического) обеспечения воспитательно-образовательного процесса.

 

  Сроки реализации программы: с 2006-07 учебного года по 2010-2011 учебный год.

  Финансовое обеспечение.

  Выполнение программы обеспечивается за счет следующих источников   финансирования: местный бюджет, дополнительно привлеченные средства (спонсорские, добровольные пожертвования).

  Принципы реализации программы.

  реализация данной программы строится на следующих принципах:

- программно-целевого подхода, предполагающей единую систему планирования и своевременное внесение коррективов в планы;

- преемственности данной программы с последующими программами развития;

- информационной компетенции участников образовательного процесса о происходящем в ОУ;

- вариативности (осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы);

- включение в решение задач программы развития всех субъектов образовательного пространства.

  Управление программой.

  Управление реализацией данной программы развития осуществляется педсоветом школы.

  Анализ ситуации и концептуальные основания программы развития.

  Качество образования.

  Проблема качества образования всегда была актуальна, так как  именно от качества образования зависит во многом дальнейшее профессиональное образование ученика, являющейся основой жизни. Остро она стоит и сейчас под влиянием следующих причин:

 

-последовательный переход от единообразия учебных программ, учебников, учебных заведений к их многообразию;

- различий между системами ценностей субъектов, оказывающих влияние на образовательный процесс;

- изменение окружающего социума, социоэкономические связи и демографические, социокультурные тенденции территории, на которой расположена школа.

  Кроме того, обращение к проблеме качества образования обусловлено перечислены ниже изложенными обстоятельствами:

1)      Снижение результатов учебной деятельности (за 3 последних года: 2004-2006).

 

Учебный год

Успеваемость в %

Качество знаний в %

2003-04

100

48

2004-05

100

43

2005-06

100

38

 

 

Следует отметить, что снижение результативности, как правило, прослеживается в среднем звене (6,7 классах). Данное снижение обусловлено следующими причинами:

- особенностями семейного воспитания, индивидуальными особенностями интеллектуального развития детей, несформированностью мотивации учения, направленностью на другие ( не соответствующие возрасту) виды деятельности.

 

2)      Изменение социального паспорта контингента родителей.

Социальный паспорт школы.

 

2003-04

2004-05

2005-06

2006-07

2007-08

2008-09

1. Всего учеников:

- мальчиков;

- девочек.

 

48

22

26

 

48

22

26

 

43

23

20

 

48

23

25

 

43

 

43

  1. Неполные семьи

в них детей

17

 

23

16

 

21

15

 

28

9

 

14

 

 

  1. Многодетные

в них детей

6

18

5

15

4

12

3

7

 

 

  1. Опекаемые

в них детей

-

1

1

1

1

1

2

 

 

5. Дети-инвалиды

-

-

-

1

 

 

6. Полные семьи

30

31

26

32

 

 

7. Родители безр.

3

3

2

2

 

 

8. Образование родителей:

- оба высшее;

- 1 род. высшее;

- ср/специальное;

- среднее;

- не имеют среднего

 

 

4

14

13

22

4

 

 

4

12

13

23

4

 

 

4

12

12

24

3

 

 

4

6

10

26

13

 

 

9. Неблагополучные

4

4

4

4

 

 

10. Семьи с низким доходом

7

6

7

9

 

 

 

 

 

 

 

 В социальном составе преобладают семьи рабочих, увеличилось число семей с низким доходом. 20 человек из малообеспеченной семей получают бесплатное питание, всем многодетным семьям оказывается материальная помощь. Все неблагополучные семьи или неполные, или злоупотребляющие алкоголем. Эти статистические данные отражают серьезные изменения в образовании родителей,  а именно: образование перестает быть приоритетным для родителей, родители не могут помочь детям в организации самостоятельной работы и дальнейшем выборе профессии.

  Анализ самоопределения обучающихся после окончания школы показывает, что почти

все (90%) выпускники продолжают обучение.

Продолжение образования выпускников.

 

2002-03

2003-04

2004-05

2005-06

Кол-во выпускников

11

5

6

-

Лицеи

1- 9%

1 – 20%

1 – 16,6%

-

Колледжи

6 – 54%

2 – 40%

1 – 16,6%

-

ПТУ

2 – 18%

1 – 20%

2 – 33,2%

-

Школы

1 – 9%

-

1 – 16,6%

-

Работают

1 – 9%

1 – 20%

1- 16,6%

-

Закончили школу с отличием

1 – 9%

1 – 20%

1 – 16,6%

-

 

  По данным анкеты «Кто оказал влияние на ваш профессиональный выбор» получены следующие данные:

Сделал выбор сам – 20%;

Повлияли друзья – 15%;

Повлияли учителя – 45%;

Повлияли родители – 15%;

Выбор случаен – 3%;

Другие варианты ответов – 2%.

  На основе проведенного анализа и выявления отмеченных выше проблем разработать мероприятия по следующим направлениям:

- влияние способа организации образовательного процесса на повышение качества образования;

- разработать специальную программу помощи детям и их родителям.

 

 Сохранение и укрепление здоровья.

  Ежегодно в школе проводилось наблюдение за состоянием здоровья обучающихся по следующим параметрам:

- наличие хронических патологий и частота обострений хронических заболеваний в течение года;

- частота острых заболеваний;

- наличие наиболее частых отклонений в здоровье;

- уровень и гармоничность физического развития.

  Следует отметить, что за период обучения наблюдается ухудшение состояния здоровья школьников, особенно по таким направлениям как:

 

 

 

 

 

 

 

 

Заболевания

2003-04

2004-05

2005-06

Кариес

29%

10%

50%

Дислалия

12,5%

14%

18%

Органы зрения

14%

9%

27,5%

Сердечно-сосудистые

-

12%

27%

Органы пищеварения

-

4,2%

12,5%

 

 

  Среди причин ухудшения здоровья школьников можно выделить следующие:

- социально-экономические (многие родители не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми и оказание им своевременной помощи);

- увеличение учебной нагрузки при переходе на 2-ю ступень обучения;

- недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психофизическим особенностям детей.

  Кроме того, дошкольная подготовка будущих учеников очень низкая, потому что большинство детей не посещают детский сад (опять же по причине низкого дохода и нерегулярности его выплаты).

  Статистика за 4 года такова:

 

2003-04

2004-05

2005-06

2006-07

Поступило в школу

4

4

6

7

Посещали детский сад

2

3

2

1

Пришли с диагнозом ЗПР

1

1

1

4

 

  Возникает проблема организации предшкольной подготовки будущих учеников и их родителей.

  В школе ведется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья:

- в школе 1-ой ступени на каждом уроке проводится физкультминутка;

- уроки физкультуры проводятся систематически согласно учебному плану;

- введены 3 кружка общей физической подготовки для учащихся всех возрастов;

- ежегодно проводится медосмотр педиатром.

  Необходимо реализовать программу по 3-м направлениям:

  1. обеспечение сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
  2. обеспечение формирования здоровьесберегающих культурных традиций семьи;
  3. обеспечение здоровьесберегающей деятельности коллектива.

 

Психологический климат в детском коллективе.

  С целью реализации здоровьесберегающих технологий в школе разработана система социально-психологической службы.

  Ее задачами становятся:

  1. формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни;
  2. оптимизировать психическое и личностное развитие учащихся посредством подкрепления в критические и адаптационные периоды;
  3. выявлять индивидуальные особенности и развивать способности каждого ученика;
  4. научить выбирать достойные способы общения в коллективе, основанные на уважении.

  Проведенные психологом исследования показали следующую картину:

результаты ШТУР (8-9 классы)

 

 

Аналогия

Логическая классиф.

Анализ числового ряда

Общая освед.

04/05

05/06

04/05

05/06

04/05

05/06

04/05

05/06

Высок.

40%

50%

40%

40%

40%

50%

40%

50%

Средн.

40%

30%

40%

30%

30%

40%

40%

40%

Низкий

20%

20%

20%

30%

30%

10%

20%

10%

 

  Данные обусловленные индивидуально-психологическими особенностями.

  Уровень учебной мотивации.

 

Учебный год

Высокий

Средний

Низкий

2003-04

25%

12%

4%

2004-05

30%

35%

8%

2005-06

33%

55%

12%

 

  Происходит увеличение количества детей, не желающих учиться. Как правило, это дети многодетных неблагополучных семей и с ЗПР.

  Реальные учебные возможности:

  высокий уровень -  20%;

  средний уровень – 35%;

  низкий уровень – 45%.

    Эмоциональное состояние учащихся.

 

№ п/п

Эмоциональное состояние

2003-04

2004-05

2005-06

2006-07

начало года

1.

Стремление к новому

50%

35%

30%

45%

2.

Уверенность и настойчивость

66%

32%

28%

80%

3.

Активность и стремление к успеху

65%

30%

30%

81%

4.

Неудовлетворенность

ситуацией

15%

15%

20%

10%

 

  Уровень готовности к обучению в школе (1 класс).

2003-04 учебный год:

высокий – 0 человек;

выше среднего – 1 человек;

средний – 2 человека;

ниже среднего – 0 человек;

низкий – 1 человек.

  2004-05 учебный год:

высокий – 0 человек;

выше среднего – 1 человек;

средний – 2 человека;

ниже среднего – 0 человек;

низкий – 1 человек.

2005-06 учебный год:

высокий – 0 человек;

выше среднего – 1 человек;

средний – 2 человека;

ниже среднего – 1 человек;

низкий – 1 человек.

2006-07 учебный год:

высокий – 0 человек;

выше среднего – 1 человек;

средний – 2 человека;

ниже среднего – 1 человек;

низкий – 3 человека.

 

  Таблица уровня адаптации к школе.

Учебный год

Класс

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

2003-04

1

1

1

1

-

1

2004-05

1

1

1

1

-

1

2005-06

1

2

-

1

-

1

2006-07

1

2

1

-

-

4

 

 Психологический климат в школе.

  Анкета «Какие чувства испытывают дети, находясь в группе одноклассников во внеурочное время».

Радость – 30%; спокойствие – 50%; уверенность – 90%; безразличие – 0%; раздражение – 17%; отвращение – 0%; страх – 0%.

  Удовлетворенность учащихся школьной жизнью.

 

Вопросы анкеты

Да

Не совсем

Средне

Почти нет

Совсем нет

Не знаю

С желанием ходите в школу

30

 

50

 

 

 

Интересно ли в школе

35

14

34

3

11

 

Справедливо ли вас оценивают

65

6

23

3

3

 

Удовлетворяет ли вас уровень ваших знаний

17

43

31

6

3

 

Устраивает ли вас отношения в классе

60

 

20

 

20

 

Устраивает ли вас отношения с учителями

66

7

17

3

 

 

 

 

Сфера познавательных интересов.

  1. Что нравится в школе?

- общение с друзьями – 50 %;

- новые дела, экскурсии – 25 %;

- процесс обучения – 25%.

2. Что цените в учителе?

- доброта, отзывчивость, понимание – 60%;

- спокойствие, ровное отношение к ученикам – 40%;

- справедливость – 40%;

- ум, умение интересно и доступно объяснять – 12%.

3. Что учитель ценит в вас?

- старание учиться – 20%;

- постоянство, умение держать слово 10%;

- знания – 20%.

4. «Я люблю когда…»

ставят «5» или «4» - 40%;

ходить в походы – 40%;

когда весело – 35%;

когда не задают на дом – 20%.

  1. «Я не люблю когда…»

- когда ставят оценку несправедливо – 20%;

- унижают – 30%;

- выбирают себе любимчиков – 20%.

Уровень тревожности по школе.

Учебный год

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Продолжение »